Сады Русского Музея

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ!

Русский музей за последние десятилетия стал целым комплексом дворцово-парковых ансамблей в самом центре Санкт-Петербурга. В сады Русского Музея теперь входят Михайловский дворец с примыкающим Михайловским садом, Михайловский (Инженерный) замок с окружающим его садом, входящие в комплекс замка две башни – кордегардии и идущая от них к замку Кленовая аллея, а также раскинувшийся по обе стороны от аллеи Инженерный сквер. На углу Невского проспекта и Мойки расположен прекрасный Строгановский дворец. За Марсовым полем на Миллионной улице — строгий Мраморный дворец, в котором воссоздан зимний сад с фонтаном. Но больше всего сады Русского Музея гордятся Летним садом с Летним дворцом Петра I и настоящей изюминкой – Домиком Петра I на Петровской набережной, скрытым в роще старых деревьев – первым зданием Санкт-Петербурга.

Сады Русского Музея имеют общую площадь территорий и курдонеров дворцов более 30 гектаров. Все они требуют постоянной заботы и ухода, изучения и сохранения.

В отличие от великолепных дворцово-парковых ансамблей Петергофа, Царского села, Павловска, Гатчины, которые изначально создавались как садово-парковые комплексы, Русский музей прирастал садами уже в XXI веке. Постепенно их преобразовывали из городских заросших парков в изначальные императорские сады, с которых начинался в свое время город Петербург.

МИХАЙЛОВСКИЙ САД

В 2000 году примыкающий к зданию Михайловского дворца Михайловский сад был передан в сады Русского Музея. Уже в 2003 году старый городской парк прошел комплексную реставрацию. Михайловский приобрёл облик дворцового сада, который создавали с самых первых лет образования новой столицы знаменитые архитекторы. К 300-летию Санкт-Петербурга сад был отреставрирован на период его расцвета в 1826 г, когда он был переделан в угоду пришедшей моде на пейзажные сады архитектором Карло Росси. О его имени теперь напоминают павильон-пристань Росси на берегу Мойки, мостик Росси между двумя прудами, круг Росси из лип на входе в сад с Садовой улицы. Теперь это любимое место прогулок горожан и гостей города, оазис свежести и тишины, цветения крокусов по весне и пышных цветников на протяжении лета. И также в нем в период белых ночей проводится фестиваль «Императорские сады России».

САД МИХАЙЛОВСКОГО ЗАМКА

Через Садовую улицу от Михайловского сада вокруг Михайловского замка разбит небольшой сад с четким каре молодых лип, стриженых в зеленую стену, и буйным цветением белых облаков спиреи на газонах между плавными изгибами дорожек. В нем еще сохранились живописные группы старых деревьев. При Петре Великом здесь простирался вплоть до Невского проспекта Летний сад. При императрице Елизавете здесь был барочный регулярный сад, разбитый под окнами её великолепного деревянного дворца. Во времена Павла I, волей которого на месте обветшавшего дворца был построен Михайловский замок, здесь был плац, окруженный рвом с водой, по краям которого стояли небольшие пушки. К 300-летнему юбилею города замок отреставрировали. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Теперь здесь любят фотографироваться влюбленные пары, и свадебные кортежи друг за другом подъезжают к замку, как к одному из самых знаковых и красивых мест в Санкт-Петербурге.

КЛЕНОВАЯ АЛЛЕЯ И ИНЖЕНЕРНЫЙ СКВЕР

От тройного моста, ведущего во двор Михайловского замка, до самых Кордегардий, охраняющих её с двух сторон, уходит вдаль Кленовая аллея. Правда, сейчас вдоль неё растут преимущественно каштаны, но название сохраняет для потомков историческую правду о первых посадках. На центральной разделительной полосе стоит конная статуя Петра I в облике римского императора. Она поставлена сюда Павлом I, с надписью: «правнук прадеду». Пробегающие мимо студенты непременно подпрыгнут, чтобы рукой задеть пятку спасенного с барельефа «Взятие на абордаж шведских кораблей при Гангуте». Бронза на пятке утопающего горит золотом, а студенты получают зачеты. На газоне около памятника традиционно разбиваются квадраты ковровых цветников, такие же формы повторяются в Инженерном сквере, раскинувшемся с обеих сторон от аллеи. Здесь прогуливаются с детьми и собаками, бегают утром по дорожкам спортсмены и простые любители, днем на солнышке листают газеты уставшие от городской суеты горожане.

ЛЕТНИЙ САД

Летний сад стал частью Государственного Русского музея в 2004 году. С 2009 по 2012 год велись реставрационные работы по воссозданию Летнего сада.

Проект, работа над которым шла около шести лет, велась на основе архивных и археологических данных. Многие объекты воссозданы по первым чертежам. В саду появились выразительные элементы садового искусства и затеи XVIII века, появившиеся в России благодаря первому российскому императору — Петру Великому.

27 мая 2012 года обновленный Летний сад — ровесник Санкт-Петербурга и первый императорский сад России — распахнул свои ворота для горожан и гостей города.

Торжественная церемония, которую открыл губернатор города Г. С. Полтавченко, стала главным событием в рамках празднования Дня Города. Наконец-то посетители смогли увидеть и оценить, какая колоссальная работа по восстановлению композиции сада была проведена всего за три года ландшафтными специалистами, реставраторами и научными сотрудниками музея.

РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕТНЕГО САДА

В сад вернулись элементы, характерные для XVIII в. Воссозданы четыре центральных боскета петровского времени – «Крестовое гульбище» – символ государственности, в виде Андреевского флага. «Менажерийный пруд» с беседкой — место раздумий великого реформатора Петра. «Птичий двор» с Голубятней, «Французский» боскет, где в центре привычно сидит баснописец Крылов. В боскетах и на Парадном партере вновь появились экзотические растения в кадках и вазах, которые зимуют в Малой оранжерее рядом с «Красным садом».

Восстановлены фонтаны – четыре на Главной аллее, три в боскетах и самый большой и нарядный «Коронный фонтан» на Парадном партере. По периметру боскетов сада высажено восемь километров стриженых шпалер, придающих композиционную завершенность всему ансамблю. Проведена огромная и сложная работа по реставрации и копированию коллекции мраморной скульптуры. Теперь копии заняли свое место в саду, а подлинники сохраняются в экспозиции Русского музея.

Несомненно, такая комплексная реставрация исторического объекта является уникальной даже по европейским меркам. Она дает исключительный опыт не одному поколению специалистов разных областей: историков, реставраторов, искусствоведов, ландшафтных специалистов.

Сегодня Летний сад — неотъемлемая часть того великолепного ансамбля, который представляет собой Петербург. Это культурное достояние не только российского государства, но и памятник мировой культуры.