Вид на михайловский сад

Михайловский сад — Режим работы

Летний период (с 1 мая по 30 сентября)

Понедельник – воскресенье с 10.00 до 22.00

Зимний период (с 1 октября по 31 марта)
Понедельник – воскресенье с 10.00 до 20.00

1-30 апреля – сад закрыт на просушку.

При сильном ветре (штормовое предупреждение) сад закрывается.

Павильон Росси – кафе – с 01 мая по 31 марта в часы работы сада

Адрес: Садовая ул., 1

Как добраться: Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22
Трамвай: №3

Михайловский сад уникален

Михайловский сад – один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII – первой трети XIX в.в., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории  – регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Это также пример блестящего решения архитектурного ансамбля здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада, подчиненного замыслу зодчего К.И. Росси. Михайловский сад можно считать одним из самых ярких и характерных примеров влияния смены садово-паркового стиля в ландшафтной архитектуре.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающий Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку, подчиняясь новым веяниям моды и вкусам владельцев.

Михайловский сад в истории Петербурга

Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, поместье и охотничьи угодья ротмистра Конау – об этом свидетельствует план 1698 года. В 1716– 1717 г.г. архитектор Ж-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории существующего Летнего сада. Третьим был сад, где в начале XVII века находился дворец Екатерины I. Михайловский сад входил в состав Третьего Летнего сада и назывался «шведским».

План Леблона, утвержденный самим Петром Великим был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля.

Северо-восточная часть, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части Верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца находились пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой.

Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада – сада русского Двора с плантациями в боскетах, где выращивались кусты крыжовника, смородины, вишневые деревья, душистые травы и коренья. Там же находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные южные экзотические растения и фрукты.

Во времена правления Анны Иоановны на территории «шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. питомником. Там же был устроен «ягдгартен» – небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

Проект Растрелли

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Ф.Б. Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 года Ф.Б. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, выкопаны пять прямоугольных прудов в центре. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.

В 1800 году в связи с началом строительства Михайловского замка дворец Елизаветы Петровны сносится. Территория, прилегающая к замку, полностью включает «растреллиевский» и «шведский» сады. В «растреллиевском» саду сохраняются два фигурных пруда с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «шведском» саду сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда.

Третий Летний сад стали называть Верхним Летним или Михайловским. Планировка «шведского» сада и его назначение как плодового сада – в западной части и прогулочного – в восточной части не меняется. К сожалению, в таком виде ансамбль Михайловского замка просуществовал недолго. После трагических событий 11 марта 1801 года замок перестает существовать как императорская резиденция. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение.

Михайловский дворец

В 1819 году начался новый этап формирования садов. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, К.И. Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных ансамблей – проект Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом дворца. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца был высочайше утвержден в апреле 1822 года. Над этим объектом К.И.Росси работал вместе с архитектором А.А. Менеласом, которому и предписывалось немедленно приступить к воплощению проекта.

К.И.Росси сохраняет уникальную водную систему прудов Михайловского сада и Воскресенского канала Михайловского замка, дополнив ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой. Вокруг Михайловского замка по проекту К.И.Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев. Характерной особенностью композиции Михайловского сада, которую отразил в своем проекте К.И.Росси, было сохранение планировки отдельных участков по проектам Ж.-Б.Леблона и Ф.Б.Растрелли. К.И.Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715 – 1760 годов.

Масленый луг

В Михайловском саду, перед фасадом дворца Росси расположил обширный луг («Масленый» луг) неправильной овальной формы, обрамленный аллеей, вписанный в сетку регулярной планировки. Другой типичный прием планировки “английского” сада – использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил бассейны геометрической формы в живописные пруды, берегам которых придал извилистые «природные» очертания, малые прямоугольные пруды в центре сада были засыпаны. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка – павильон с пристанью на берегу реки Мойки, расположенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I.

К.И.Росси сохранил при перепланировке систему аллей, составляющую основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. На территории Михайловского сада было много цветников и красивоцветущих кустарников.

Михайловский сад в XX веке

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В связи с постройкой Храма Воскресения Христова (арх. И. Макаров и А. Парланд) значительно сократилась западная часть сада. В 1922 г. сад переименован в «Сад МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус городского парка. «Масленый» луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых организовывались выставки, детские площадки. В 1961 г. в саду построили городской туалет, а затем – теннисный корт. Все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья закрывали садовый фасад самого дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом исчезали черты великолепного исторического ландшафта.

Проведенные в 2000 году обследования показали, что сад находится в критическом состоянии. Проект реконструкции выполнен Государственным Институтом архитектуры (ГИА) в Санкт-Петербурге в 2001 году. За основу взят план архитектора К.И. Росси 1826 года. В соответствии с проектом саду предлагалось вернуть историческое значение комплекса Михайловский дворец – Михайловский сад. Принцип реконструкции был основан на сохранении по периметру сада регулярной французской планировки, а в центре – пейзажного английского стиля.

[/fusion_gallery]
[/fusion_gallery]
[/fusion_gallery]
[/fusion_gallery]

Чугунный мостик

При устройстве Михайловского сада (1819 – 1826) К.И. Росси частично сохранил посадки прежнего регулярного сада, а так же два пруда – наследие проекта Ф.Б. Растрелли начала 1740-х годов. Прудам были преданы новые «пейзажные» формы. А через протоку построен ажурный чугунный мостик. Точных данных о строительстве не найдено, сохранился только чертеж моста в составе отчетного альбома архитектора с описью сада. Датированный 1827 годом. Пять несущих чугунных решетчатых ферм, изготовленных методом литья, покаяться на кирпичных устоях, облицованных известняковыми блоками. Парапетное ограждение моста выполнено также из чугуна и изобилует декоративными элементами.

После засыпки Воскресенского канала у южного фасада Михайловского замка, водная система сада оказалась нарушенной. Без подпитки восточный пруд у ограды постепенно обмелел, и в начале XX века был засыпан. Вместе с ним засыпали и мостик. Устои и конструкции ферм оказались скрыты под землей, часть декоративных элементов моста, оставшаяся на поверхности, была со временем утрачена.

Проект реконструкции Михайловского сада, разработанный вскоре после возвращения сада в ведение Русского музея (1998), предусмотрел воссоздание восточного пруда и, соответственно, моста через протоку. Археологические исследования 202 года показали, что подлинные чугунные детали моста находятся в разной степени сохранности. Стала насущной реставрация конструктивных элементов и деталей декора. Пробная сварка трещине с использованием специальных элементов , аналогичных по составу старому чугуну, не принесла желаемых результатов. Фермы отреставрировали по зарекомендовавшей себя технологии «металок». В основу метода положена технология соединения чугуна без нагрева с помощью специальных ключей и шпилек, обеспечивающих одинаковое расширение — сжатее чугуна при температурных колебаниях и равномерное распределение нагрузки, утраченные детали декора были отлиты заново по сохранившимся аналогам. Реставрация устоев заключалась в укреплении кирпичной кладки и переборок известняковых камней облицовки.

Мостик Росси – единственной в Санкт-Петербурге сооружение с подлинными чугунными арочными конструкциями, объект культурного садледия федерального значения.

Павильон с пристанью

Павильон с гранитной пристанью был возведен по проекту архитектора К.И. Росси в 1823 – 1825 годах, одновременно с устройством Михайловского сада. Традиционный элемент пейзажного сада – павильон – служил местом отдыха во время прогулок и укрытием от непогоды в жару.

Сочетание пропорций здания и строгой отделки фасадов придает облику павильона легкость и изысканную простоту, свойственную эстетике классицизма.

Опись составлена 10 октября 1825 года, сохранила подробные сведения об облике и декоре сооружения. Внешний вид здания не изменился, за исключением цвета фасада, изначально серого.

Цоколь, лестницы и террасы выполнены из путиловского камня. Павильон имеет трехчастное строение. Два квадратных симметричных кабинета и соединены открытой залой с полуротондой, обращенной в сторону сада.

Оформление интерьеров было также разработано К.И. Росси. Потолок, стены сейчас украшают роспись и лепной декор, убранство кабинетов отличалось лишь цветом обивки мебели соответствующему цвету стен. Терраса павильона служила сценой для музыкальных представлений.

Гранитная пристань оформлена ажурными чугунными решетками. Аналогичное ограждение имела и лестница террасы садового фасада Михайловского дворца, ныне утраченная.

Реставрация фасадов, кровли, лестниц и интерьеров павильона проведена в 2002 – 2005 годах. Тогда же установлены бронзовые бюсты К.И. Росси, художников К.П. Брюллова и А.А. Иванова – копи скульптурных портретов хранящихся в Русском музее.

Павильон Росси – памятник архитектуры XIX века, объект культурного наслдия федерального значения. Охраняется государством.

«Сад имени МОПРа»

Такое название Михайловский сад получил в 1935 г. в честь международной организации помощи борцам революции, в Северо-западной части сада построили спортивную площадку, установили эстраду на месте оранжерей, зафиксированных на планах конца XIX-начала XX вв. Масленый луг оказался пересеченным транзитной дорожкой, которая исказила художественные черты пейзажного сада. В южной части луга разбили большую овальную площадку, ликвидировав значительную его часть.

Круг Росси

Участок на пересечении аллей при входе в Михайловский сад, назван в честь знаменитого архитектора К.И. Росси. В 1824-1826 годах в ходе планировки Михайловского сада Карл Росси восстановил посадку деревьев по кругу, поскольку в XVIII веке на этом месте существовала площадка – парадный вход в третий Летний сад. В  период реконструкции Михайловского сада (2001 – 2003 гг.) «Круг Росси» был воссоздан – по периметру круглой площадки осуществлена посадка молодых деревьев липы мелколистной (Tilia cordata)

Букетная посадка

Характерный прием пейзажного стиля в садово-парковом искусстве XIX века. Его принцип заключается в том, что в одну яму высаживают несколько саженцев, а их стволы наклоняют в разные стороны от центра. Подрастая, растения начинают напоминать букет. По мере роста, кроны растений смыкаются образую «зеленый шар».

Сохранившаяся в саду «букетная посадка» из четырех лип выполнена по проекту архитекторов К.И. Росси и А.А. Менеласа в 1824 – 1826 годах. При планировки Михайловского сада.

Смотровой колодец

Один из трех смотровых колодцев подземного кирпичного коллектора, построенного в 1624 -1626 годах во время работ по перепланировки Михайловского сад.

Коллектор длинной 137 метров соединяет пруды с рекой Мойкой и предназначается для естественного водообмена прудов Михайловского сада.

Историческая посадка

Небольшая часть сохранившихся шпалерных посадок* регулярного «Шведского» сада середины XVIII века. Деревья были оставлены архитекторов К.И. Росси во время планировка Михайловского сада в 1624 – 1626 годах.

*Шпалерная посадка – характерный прием регулярного стиля в садово-парковом искусстве. Это плотно посаженные в зеленую стену вдоль аллей деревья или высокие кустарники, сформированные при помощи стрижки.