Татьяна Борисовна Дубяго — советский ландшафтный архитектор, талантливый педагог, крупный специалист в области садово-паркового искусства. Доктор архитектуры, профессор Ленинградской лесотехнической академии. Сегодня мы отмечаем 127 лет со дня её рождения (5 марта 1897, Петербург — 1959, Ленинград). Она сделала огромный вклад своей работы в Летний сад.

В конце 1930-х годов Управлением культурно-просветительских предприятий Ленсовета, которому подчинялась дирекция Летнего сада, к восстановлению ансамбля была привлечена архитектор Татьяна Борисовна Дубяго. Причем одновременно исполнялись неотложные работы по приведению в порядок сада после наводнения. Дубяго провела анализ объемно-пространственной композиции жемчужины садово-паркового искусства Петербурга, изучила ахивные документы, относящиеся к его истории. Впервые в русском искусствоведении (дореволюционном и советском) исторический сад был рассмотрен как целостное художественное произведение, требующее к себе весьма бережного отношения.

Особенность Летнего сада состояла в том, что он являлся первым русским регулярным садом европейского типа. Результатом глубоких исследований ансамбля стала кандидатская диссертация, которую Т. Б. Дубяго защитила в 1941 году. В этой же научной работе была определена и концепция реставрации сада, цель которой выявить авторский замысел, сохранив и последующие наслоения, имеющие историческую и художественную ценность. Первая работа Т. Б. Дубяго в Летнем саду воссоздание партера в 1940-1941 годах «на пустырях вдоль Лебяжьего канала» на основе архивных документов и в характере цветников XVIII века.

Подготовка к комплексной реставрации прервалась из-за Великой Отечественной войны, во время которой ансамбль сада был частично поврежден.

После войны, в июле 1945 года, создаются Ленинградские реставрационные мастерские Управления по делам архитектуры Исполкома Ленгорсовета. В этих мастерских под руководством архитекторов Л. М. Анолина и К. Д. Халтурина в 1946-1948 годах Т. Б. Дубяго разрабатывает два варианта восстановления Летнего сада, включая генпланы и отдельные детали композиции (варианты решения партера и стрижки деревьев). Материалы исследований Т. Б. Дубяго стали научной и методической базой для принятия решения по концепции этого проекта.