Skip to content
:Главная/ПЕРВЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО САДА
ПЕРВЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО САДА
Отвечаем на ваши вопросы
— «Почему в саду именно эти скульптуры и когда они появились?»
В саду первыми скульптурами появились «Церера» и «Флора» Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 г. сам Петр Великий. Известно, что отсюда в начале мая он отправлял в Петербург какие-то картины, мог тогда же привести и произведения пластики. Из первой коллекции скульптуры Летнего сада большинство статуй не дошло до нашего времени. Тем не менее сюжеты их не вызывают сомнений. Вероятно, это была серия скульптур античных богов, олицетворяющих времена года. «Церера» и, возможно, «Флора» до сих пор украшают Летний сад.
ФЛОРА (Генрих Мейринг) — италийская богиня цветов, в Новейшее время обычно рассматривалась также как олицетворение весны. Она изображена в длинной рубашке, в руках и подоле у нее цветы, на голове — венок из роз. Парная статуя, изображавшая бога западного ветра Зефира, возлюбленного Флоры, утрачена. Скульптор Генрих Мейринг (1628—1723), по-видимому, происходил из Рейнской области. С конца 1670-х гг. и до смерти работал в Венеции и ее окрестностях, причем на рубеже XVII—XVIII вв. считался едва ли не самым уважаемым среди местных ваятелей. «Флора» — последнее произведение старого мастера, отмеченное печатью усталости. Характерно, что он повторяет здесь композицию своей более ранней статуи «Флоры», ранее хранившейся на вилле Дзагури в Альтикьеро (близ Падуи, Италия).
ЦЕРЕРА (греч. — Деметра) (Томас Квеллинус) — по античной мифологии, богиня плодородия и земледелия. Дочь Сатурна и Реи, мать Прозерпины. Древнейшая италийская и римская богиня производительных сил Земли, злаков, а также подземного мира. В ряде мифов — богиня материнства и брака. Культ Цереры был особенно распространен среди крестьянства. В Новейшее время она обычно рассматривалась также как олицетворение лета.
Церера изображена с колосьями и серпом в руках, что напоминает о созревании хлебов и жатве в середине лета.
Статуя приписывается Томасу Квеллинусу на основании сходства с другими его произведениями из Летнего сада.
Другая серия являла собой аллегории стихий (все эти статуи не сохранились). Были представлены, кроме портретных бюстов, также фигуры богов (из них дошла до наших дней «Минерва»).