Фестиваль Императорские Сады

Фестиваль Императорские Сады2018-10-01T14:56:09+00:00

XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ». «ЦВЕТОЧНАЯ АССАМБЛЕЯ»

Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России» — это ежегодное масштабное культурно-массовое мероприятие, которое проводится силами Русского музея и на его территории — в Михайловском саду.

Инициатором и автором идеи фестиваля «Императорские сады России» является директор Русского музея Владимир Александрович Гусев.

Первый фестиваль «Императорские сады России»

Первый международный фестиваль «Императорские сады России» прошел с 30 мая по 3 июня 2008 года в Михайловском саду и был приурочен к празднованию 110-летия Русского музея. Главным организатором фестиваля стал Русский музей при поддержке Благотворительного Фонда Его Королевского Высочества Принца Майкла Кентского и Союза садоводов России. С тех пор фестиваль«Императорские сады России» стал ежегодным праздником для горожан и гостей города, а так же одним из знаковых событий культурной жизни Санкт-Петербурга.

Центральным событием фестиваля«Императорские сады России» является проведение ландшафтной выставки-конкурса. На, специально выделенных для экспозиции участках Михайловского сада, участники конкурса создают ландшафтные композиции на заданную тему. Каждый год коллектив рабочей группы фестиваля разрабатывает новую тему и задание для участников выставки-конкурса, а также формирует сценарный план всего фестиваля, который также включает в себя разнообразную культурно-развлекательную и просветительскую деятельность.

Аудитория фестиваля «Императорские сады России»

Фестиваль «Императорские сады России» рассчитан на широкую аудиторию. В первую очередь, это горожане и гости города, а также, это специалисты в области ландшафта и садово-паркового искусства. Помимо ландшафтной выставки-конкурса, фестивальная программа включает обширную культурно-развлекательную деятельность: концерты, мастер-классы, лекции, экскурсии, модные показы, специальные программы, рассчитанные на детей разного возраста, а также, на людей и детей с ограниченными возможностями.

Место и время проведения фестиваля «Императорские сады России»

Местом проведения фестиваля выбран именно Михайловский сад и это не случайно. Михайловский сад входит в уникальный архитектурно-художественный комплекс Русского музея и является выдающимся памятником садово-паркового искусства, расположенным в историческом центре Санкт-Петербурга.

Фестиваль «Императорские сады России» не имеет фиксированных дат проведения, но по традиции проходит в период белых ночей в первой половине июня и длится десять дней.

Значимость фестиваля «Императорские сады России»

Фестиваль «Императорские сады России» — это первый ландшафтный фестиваль в России и на сегодняшний день единственный на Северо-Западе. Он стоит в ряду таких известных ландшафтных событий мира как: выставка цветов в Челси (Chelsea Flower Show), Лондон; Цветочная выставка в Хэмптон Корт (Hampton Court Palace Flower Show), Англия; Международный «Фестиваль садов» в Шомон-Сюр-Луар, Франция и т.д

Фестиваль не является коммерческим проектом, он, прежде всего, имеет социально-значимую и просветительскую роль, и обеспечивается за счет поддержки спонсоров.

Развитие ландшафтного фестиваля крайне важно для туристического направления, улучшения экологической обстановки в мегаполисе, создания школы садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна и для устойчивости городской среды. Все это вкупе создает серьезный потенциал для развития культуры с одной стороны и экономического развития города в целом. Высокая посещаемость и позитивный отклик в СМИ говорит о том, что этот фестивальный проект музея необходим для развития, как туристического направления, так и экологического сознания у жителей и гостей города. Культурные мероприятия, создающие высоко эстетичную среду и несущие просветительские идеи не могут существовать без поддержки социально ответственного бизнеса. А годы проведения фестиваля у него уже появились постоянные партнеры и спонсоры, которые поддерживают фестиваль даже в сложные времена.

Фестиваль «Императорские сады России» входит в ежегодный календарь событий Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Награды фестиваля «Императорские сады России»

В 2013 году фестиваль «Императорские сады России» был удостоен Высшей Российской награды в области ландшафтной архитектуры Российской Национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «СОБЫТИЕ ГОДА».

В 2014 году фестиваль «Императорские сады России» занял первое место в финале НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ в области событийного туризма «Russian Event Awards» в номинации ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Для Русского музея как крупнейшего в мире собрания произведений национального изобразительного искусства, фестиваль «Императорские сады России»имеет особое значение в решении таких культурно- просветительских задач, как воспитание интереса к историческим территориям и возрождение традиций российского садово-паркового искусства. С открытием нового «выставочного зала» под открытым небом у Русского музея появилась дополнительная возможность для реализации своего творческого потенциала.

С 21 по 27 июня 2018 года в Санкт-Петербурге прошел Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России» — ежегодное масштабное культурно-массовое мероприятие, которое проводится силами Русского музея и на его территории.

Итоги Фестиваля «Императорские сады России».

Цветочная Ассамблея в Летнем саду

«Императорские сады России» — это настоящий праздник для любителей всего флористического. Фестиваль рассчитан на широкую аудиторию. Фестиваль впервые прошел в Летнем саду и это было связано с открытием после реставрации Летнего дворца, 300-летием Указа Петра I о проведении Ассамблей, а также фестиваль вошел в программу празднования 120-летия Русского музея.

В этом году фестиваль носил название «Цветочная Ассамблея» и был посвящен цветочному декору и флористике.

 «В чём состоит предназначение музея? В том, чтобы хранить историческую память – память об истории. А это место – центр не только Петербурга, но и новой традиции в истории России. В нынешнем году исполняется 315 лет городу и 120 лет со дня открытия Русского музея (в 2020-м исполнится 125 лет со дня его основания). Но на самом деле музей гораздо старше. Части его – ровесники города: это и Летний сад, и Михайловский сад, и сады Михайловского замка. К 1704 году относятся первые упоминания о Летнем саде – в письмах его подчинённым.

Здесь начиналась закладка Аптекарского огорода (поэтому сейчас вы можете увидеть композиции из овощей и фруктов), а Пётр I, находясь на полях сражений Северной войны, писал о саде – какие саженцы надо привозить… Поэтому в музее всё должно быть связано с историей, и наши фестивали цветов – это настоящая история.», — сказал на торжественной церемонии открытия фестиваля директор Русского музея Владимир Гусев. Летний сад задумывался Петром I не просто как место проведения светских праздников.  В лучших традициях Версаля сад должен был быть фонтанным — так на плане “огороду” появились системы водоснабжения.

К 1736 году в саду появилось более 50 фонтанов. В их оформлении использовали позолоченные статуи по мотивам басен Эзопа, а воду подавал механизм на конной тяге.

После наводнения в 1777 году фонтаны были разрушены, а Екатерина II приняла решение не восстанавливать их. Фонтаны, которые мы видим в саду сегодня, были реконструированы по сохранившимся планам и археологии фундаментов.

На время Цветочной Ассамблеи каждый фонтан  был украшен десятками хризантем, роз, бегоний, молочая и даже эвкалиптов.

Сочетание белого и красного, потоков воды и цветочных лепестков, растений и камня — всего на неделю цветочное царство открылось в старейшем саду Петербурга.

Концепция фестиваля

Лучшие команды флористов, художники, дизайнеры и декораторы украсили своими невероятными работами аллеи, боскеты и фонтаны Летнего сада. Помимо ландшафтной выставки-конкурса, фестивальная программа включала концерты, мастер-классы, лекции, экскурсии, модные показы, специальные программы, рассчитанные на детей разного возраста.

Концепция организации и проведения Фестиваля 2018 года претерпела значительные изменения и отличалась от сложившейся за десять лет структуры фестиваля с ландшафтной выставкой-конкурсом. Ландшафтные композиции  в этом году заменили цветы и флористический декорор из-за особенностей данного объекта культурного наследия, а также по причине востребованности и популярности цветочной тематики. Гости увидели цветущие фонтаны, украшенные розами, гортензиями и хризантемами; музей роз, соседствующий с археологическими ценностями; яркие цветы и апельсиновые деревья в испанском дворике, барочные композиции из овощей и фруктов в Красном саду.

По замыслу организаторов, в украшении сада были задействованы существующие объекты и архитектурные элементы, возникшие после реставрации 2009-2012 годов: фонтаны, боскеты, берсо, огород. С экспозиционной точки зрения, данное решение позволило (без угрозы повреждения) деликатно дополнить регулярные элементы сада праздничным цветочным декором и сосредоточить внимание посетителей именно на этих объектах, с целью повысить лояльность к новому облику Летнего сада.  По этим причинам в названиях композиций использовались исторические («родные») названия фонтанов и боскетов. На информационных табличках к композициям, информация начиналась с краткой исторической справки об объекте.

Объекты фестиваля   

На фестивале “Цветочная Ассамблея”  были оформлены цветами следующие объекты сада:

  • Фонтан “Коронный” и четыре фонтана на Главной аллее

  • Боскеты: “Крестовое гульбище”, “Птичий двор”, “Менажерийный пруд”, “Французский партер”.

  • Берсо у Парадного партера

  • “Зеленый кабинет” (музеефикация фонтана “Лакоста”)

  • Красный сад (аптекарский огород Петра I)

  • Вазоны на Парадном партере

  • Участок аллеи у скульптуры Аполлона и Дианы (два цветочных панно)

  • Площадка у Кофейного домика (две цветочные композиции “Жар-птица”)

  • Участок аллеи у Карпиева пруда (две цветочные композиции)

С подробным фотоотчетом можно ознакомиться в альбоме фестиваля Императорские сады России 2018 «Цветочная ассамблея» https://igardens.ru/archive/y2018/

Основные положения

Фестиваль «Цветочная Ассамблея» был подготовлен в максимально сжатые сроки. Подготовка началась только в  феврале 2018 года, после презентации концепции фестиваля рабочей группе. Для оформления сада были приглашены профессиональные флористы и декораторы, многие из которых, являются членами национальной  гильдии флористов. Ими впервые была разработана и использована техника украшения живыми цветами водных поверхностей и действующих фонтанов. Оформление фонтанов и Менажерийного пруда осуществлялось под руководством Аллы Соколовой — флориста-дизайнера, судьи международных конкурсов, члена совета национальной гильдии флористов, судьи чемпионата России “Russian Florist Cup”, а также куратора фестиваля “Императорский букет” в ГМЗ “Павловск”. Среди команд флористов украшавших «водные затеи» был проведен конкурс “Цветущие фонтаны Летнего сада”. Гран-при получила команда, занимавшаяся украшением фонтана “Коронный”.

 В оформлении сада были использованы преимущественно живые цветы: гортензии, розы, хризантемы, гвоздики, герберы, гипсофила и др. Кроме того, в Красном саду была представлена коллекция из шести картин воссозданных по работам итальянского живописца Джузеппе Арчимбольдо, который известен своими причудливыми аллегориями. Картины и цветочные деревья созданы из настоящих овощей, фруктов, ягод и грибов эксклюзивно для фестиваля Мастерской овощной флористики “Очень хорошо”.

Специально для торжественной церемонии открытия фестиваля была разработана коллекция из семи цветочных платьев “Драгоценности”. Каждое платье было выполнено из лепестков живых цветов и символизировало драгоценный камень: янтарь, изумруд, рубин, бриллиант, аметист, сапфир. Коллекция подготовлена Арт-бюро TRIDVORNOVA, под руководством Татьяны Тридворновой и Натальи Жижко — лауреатов международных флористических конкурсов.

Особого внимания заслужили социальные проекты, которые украсили боскет “Французский партер”. Восемь мини-садов с героями басен Крылова были сделаны воспитанниками и подопечными социальных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Этот проект курировала Наталья Куликова – директор Фонда Восстановления дворцов Русского музея.

Чудесный проект из двух цветочных ковров  под названием «Символы и эмблемата» посвящен интерпретации античной мифологической атрибутики (на примере Аполлона и Артемиды) в более поздних периодах истории, имевшей место и в Санкт-Петербурге. В исторической части Санкт-Петербурга, практически на каждом шагу, мы встречаем античную эмблематику. Ею наполнены и петербургские музеи, в том числе и Русский музей, и в частности Летний сад. При разработке проекта, рабочая группа взяла за основу публикацию 1705 года «Symbola Et Emblemata» выполненную по заказу Петра I и мозаику, найденную при раскопках храма Аполлона и Артемиды.
В проект включены две цветочные композиции, созданные по мотивам мозаики из храма Аполлона и Артемиды и два вазона в античном стиле с эмблемами Аполлона и Артемиды, в вазоны посажены оливы, как древний священный символ. Эта композиция создана греческой художницей Анной Абрамян, при поддержке Консульства Греции, куратор выставки Светлана Куропаткина, цветочные композиции созданы флористической компанией «Цветы и мы».

В Птичьем дворе посетители увидели кусочек жаркой Испании, который появился благодаря поддержке филиала Русского музея  в Малаге. Директор филиала Хосе Мария Луна Агилар сам лично переставлял кадки с растениями и рассыпал апельсины, которые в Малаге падают прямо под ноги прохожим, чтобы максимально точно передать южный испанский колорит. В павильоне «Голубятня», где расположен музей археологии Летнего сада в дни работы фестиваля на экране демонстрировались фильмы про Малагу и про работу филиала Русского музея. Проект поддержан Посольством Испании и отделом туризма Испании в России, мэрией Малаги, компанией «Финсудпром», и выполнен компанией «Удачный проект», директором которой является Ольга Микина. Проект под названием «Испанский дворик» пользовался большой популярностью у посетителей, там же на дверцах «зверовых клеток» расположилась серия картин с расписными птицами, выполненными преподавателями Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица под кураторством Союза Дизайнеров Санкт-Петербурга.

У Кофейного домика на скамейках присели отдохнуть две диковинные птицы – птица счастья и жар-птица, аналог с первого фестиваля «Императорские сады России», выполненные Управлением по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга. Начальник Управления Лях Андрей Владиславович многие годы поддерживает фестиваль и с каждым годом представленные проекты становятся все интереснее.

Гильдия парфюмеров во главе с Оксаной Чернышовой в этом году создала настоящий шедевр – на Царицыной площадке появился фонтан духов с ароматом роз и пионов. А в нем на фоне дна фонтана из черных и белых квадратов  плавали шахматные фигуры из красных и белых цветов. Такой фонтан в России появился впервые, что, наверное порадовало бы Петра I, который очень любил новинки и любил быть во всем первым. Подобные фонтаны духов были реализованы во Франции и Германии много лет назад, но такого большого фонтана точно еще не было. «Небываемое бывает», как написано было по велению первого русского императора  на медали в честь победы русского флота у  Ниеншанца.

  • Историческая справка о фонтане духов Брокара:

          В 1900-м году на Всемирной Парижской выставке русский парфюмер Генрих       Брокар представил Россию настоящим фонтаном духов. Макетом послужил действующий фонтан на входе на фабрику Брокара в Москве, его привезли с собой и наполнили одеколоном. Все посетители выставки имели возможность к нему подойти и окунуть платок или перчатку. О русских парфюмерах узнала вся Европа. Фонтан Брокара получил Гран-при выставки.

  • Одна из основных достопримечательностей города Кельна в Германии — «Вода из Кёльна» (Eau de Cologne ). Постараюсь поведать обо всем по порядку, итак в 1709 году итальянский парфюмер Джованни Мария Фарина осевший в немецком городе Кельн (Cologne) основывал старейшую парфюмерную мануфактуру на сегодняшний день и создает духи названые в честь Кёльна: Eau De Cologne — одеколон («кёльнская вода») .Как описывает его сам парфюмер и это уже история,  «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины» — но тайна рецепта остается за семью замками.

На площади Ж. Оффенбаха находится историческое здание под номером№4711 в котором одеколон впервые появился. Там сейчас магазин сувениров — всевозможные изделия из ОДЕКОЛОНА. Из крана огромной бочки постоянно течет одеколон. Можно намочить руки и ещё долго сохранять этот волшебный запах!

В Зеленом кабинете фонтана «Ла-Коста» работал «Музей роз», где были  представлены исторические сорта английских роз Дэвид Остин. А в центре стеклянного купола над подлинным  фундаментом фонтана висел фонтан из живых цветов белого и голубого цвета и стеклянных подвесок, играющих на солнце как водные брызги.

Одним из ярких событий фестиваля стала масштабная фотовыставка «Цветущее наследие» на Главной аллее. На ней были представлены 50 фотографий знаменитых исторических дворцовых садов Европы, входящих в EGHN (Ассоциацию сохранения наследия европейских садов); с 2016 года Ассоциацию входит и Летний сад.

Многие посетители подолгу задерживались, внимательно читали и фотографировались на фоне стендов с прекрасными фотографиями исторических европейских садов.

ЦВЕТУЩЕЕ НАСЛЕДИЕ

Данная фотовыставка впервые организована Русским музеем в Летнем саду, который является единственным в России представителем Ассоциации сохранения наследия европейских садов (EGHN). Фотовыставка проходит в рамках Европейского года культурного наследия 2018.

На стендах представлены фотографии 22 исторических парков и садов партнеров EGHN и/или призеров награды European Garden Award. Эти удивительные пейзажи приглашают Бас окунуться в мир исторического наследия садов, его разнообразие и красоту. European Garden Heritage Network (EGHN) — Ассоциация сохранения наследия европейских садов — основана в 2003 году с целью поддержания, возрождения, совершенствования и создания парков и садов высочайшего уровня, расширению сферы их использования в современном обществе. Одним из важных инструментов признания исключительных достижений в создании и развитии парков и садов по всей Европе является European Garden Award — награда, ежегодно вручаемая EGHN и ее партнерами с 2010 года. С 2012 года спонсором ЕGА является древесный питомник «Лоренц фон Эрен» (Еермания), а также премия получает дополнительное финансирование от Министерства по Культуре и СМИ. В состав Международного жюри, определяющего призеров, входят ведущие ландшафтные специалисты мира. Сады и парки — финалисты конкурса включаются в международную туристическую сеть.В состав EGHN входят такие всемирно известные памятники ландшафтного искусства, как сады Уизли в Беликобритании, сады Херренхаузен в Еермании, Королевские сады дворца Хет Лоо в Еолландии, парк Монсеррат в Португалии, а также множество прекрасных садов и парков Франции, Бельгии, Дании, Швеции и других стран. Информацию о 190 парках и садах из 14 стран, которые формируют EGHN сегодня, можно найти на веб-сайте www.eghn.euВ настоящее время EGHN — это партнерство, которое возглавляет Фонд Замка Дик в Июхене, Германия.

ВСТУПЛЕНИЕ ЛЕТНЕГО САДА РУССКОГО МУЗЕЯ В АССОЦИАЦИЮ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ САДОВ — БОНЫ

Летний сад Русского музея первым из российских садов вступил в Ассоциацию сохранения наследия европейских садов — Тhе European Garden Heritage Network (EGHN).

Торжественная церемония вступления Летнего сада в состав EGHN состоялась в Гамбурге (Германия) 4 сентября 2015 года на ежегодной церемонии вручения European Garden Award.

История сотрудничества с EGHN началась с того, что в 2013 году Летний сад стал финалистом European Garden Award, когда Россия впервые приняла участие в конкурсе, представив Летний сад, входящий в комплекс Русского музея, на суд жюри в номинации «Реставрация, совершенствование или развитие исторического парка или сада».

Целью EGHN является сохранение и развитие европейских парков и садов, имеющих историческую и культурную ценность. Деятельность направлена на тесное взаимодействие между садами, обмен опытом, привлечение новых посетителей, включение садов в международные туристические маршруты, использование современных тенденций развития культурных и ландшафтных проектов в садах.

Информация об участниках EGHN размещается на веб-сайте http://www.eghn.org на четырех языках: английском, немецком, французском и голландском. Помимо описания, презентация сада включает информацию для посетителей, фотогалерею и ссылку на официальный сайт участника. Партнерский веб-сайт включает также календарь событий и форум для обмена профессиональным опытом. Партнерство Летнего сада с EGHN дает новые возможности по привлечению туристических потоков из Европы, способствует сотрудничеству с лучшими европейскими садами и парками, обмену опытом с известными садовыми специалистами и гармоничному развитию исторического сада в современных условиях.

Удивительно, как одна встреча может перерасти в замечательный проект. С Ютой Ярославовной Арбатской мы встретились в Ялте на конференции Ассоциации «Возрождение исторических садов и парков», которая проходила в Воронцовском дворце (Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник) в апреле 2017 года.
Автор множества книг о розах и практик с огромным опытом загорелась создать для фестиваля «Императорские сады России», который Русский музей проводил уже XI раз, проект, в котором были бы описаны сорта роз, выведенные и названные в честь известных деятелей российского государства и членов дома Романовых. Директор Алупинского дворцово-паркового музея-заповедника Александр Петрович Балинченко поддержал эту идею. И спустя год по материалам, предоставленным Ютой Ярославовной, студенты Международной школы дизайна Санкт-Петербурга под руководством своего преподавателя Галины Владимировны Метеличенко сделали дизайн двадцати стендов — так совместными усилиями родился проект — «Русский исторический розарий», который украсил берсо Летнего сада во время проведения XI фестиваля «Императорские сады России». Темой фестиваля этого года стала «Цветочная ассамблея», и этот проект прекрасно отразил саму суть этого названия. Тысячи людей, пришедших в дни работы фестиваля в Летний сад, задумчиво читали и смотрели на лица давно ушедших знаменитых людей России, которые прославили своими делами и заботами нашу Родину. Все эти замечательные люди как будто пришли на Ассамблею в Летний сад по приглашению первого Императора Всероссийского Петра I, и в честь каждого из них появилась в истории новая роза.

Этому проекту предстоит долгая и замечательная жизнь — сразу по окончании фестиваля он переехал в Царское Село, а в сентябре его предполагают показывать в садах Царицыно. Далее его путь будет пролегать во все сады Ассоциации «Возрождения исторических садов и парков», в которую входит и Русский музей, а закончится путь в Ялте в знаменитом парке Воронцовского дворца, где многие представленные исторические персоны, наверное, бывали при жизни. А у вас есть возможность теперь ознакомиться с этим удивительным проектом на сайте садов Русского музея www.igardens.ru

Удивительный проект под названием «Видение розы» был создан художницей Надеждой Анфаловой по прекрасной идее Марии Михайловны Копьевой, директора благотворительного фонда «Арт-линия». Роза стала главной царицей Цветочной Ассамблеи, и знаменитый балет задал тон всему фестивалю. Каждый мог стать на мгновение Призраком Розы, войти в танец кружащихся розовых лепестков и сделать фото на память. Так же фонд «Арт-Линия» организовал прекрасный концерт детей-виртуозов на закрытии фестиваля. Звуки классической музыки в саду были на редкость органичны и привлекли множество зрителей.

В рамках фестиваля так же в очередной раз прошла Акция «Древо жизни», в рамках которой были посажены три липы в аллее у Невской ограды недалеко от недавно отреставрированного Дворца Петра I. Спонсорами акции выступили компании «Лукойл Северо-запад», концерн «Северсталь» и завод  «Силовые машины», сотрудники которых приняли участие в посадке деревьев вместе со своими детьми. Теперь у них есть именные деревья в первом императорском саду.

Итоги фестиваля

Основной задачей фестиваля было просвещение посетителей и знакомство с объектами Летнего сада после реставрации. Как выяснилось, многие, даже посещавшие сад неоднократно, не знали, где находится Красный сад, Партер, музеефицированный фонтан «Ла-Коста». Так же решалась задача позитивного восприятия нового облика сада. Для этого был разработан и размещен квест с вопросами по знанию объектов Летнего сада.

Судя по итогам социологического опроса и общественного резонанса в социальных сетях, новый формат фестиваля вызвал одобрение большей части посетителей.  Но главный итог — праздник цветов удался и «Цветочная Ассамблея» вошла в копилку фестиваля «Императорские сады России».

Обратная связь:

Igardensrm@gmail.com

Контактный телефон:

+7 (812) 570-54-07

Социальная сеть:

Fb: https://www.facebook.com/ImperatorskieSady/

VK: https://vk.com/igardensrm

Instagram: rusmuseum_gardens