Архитектор неизвестен мастер-механик Поль Суалем

К строительству фонтана «Лакоста» приступили в 1733 году. Однако водомет был завершен не ранее 1736 года. Столь долгое строительство водомета можно объяснить тем обстоятельством, что изначально фонтан «Лакоста» планировался быть затейливым по аналогии с соседней «Фавориткой». Водомет проектировали двухкамерным: с механизмом и крутящимися на барабане фигурками. Центральной композицией фонтана могла быть фигура шута Анны Иоанновны — Лакосты, который начинал свою карьеру еще при дворе Петра Великого. Вероятно, по замыслу архитектора водомета, фигурка должна была «метать» воду и издавать звуки при помощи специальных механизмов устроенных в конструкции фонтана.

В строительстве водомета принимал участие «фантаннаго и машинного дела мастер» Поль Суалем, приехавший в Россию вместе с Ж.-Б. Леблоном в 1716 году.

Проведенные в 2010 году археологические раскопки, открыли, что фонтан пережил два строительных периода: первоначально «Лакоста» имел нижнюю камеру, в которой предполагалось установить механизм, приводивший в движение сложную многофигурную композицию фонтана. Однако, по всей видимости, механизм на «Лакосте» так и не был установлен, и первоначальный замысел был изменен. Было ли это связано с опалой шута или с какими-то другими обстоятельствами, неизвестно. Но на плане Сент-Илера (конец 1760-х годов) фонтан представлен как одноструйный, лишенный каких-либо затейливых фигурок.

Археологические раскопки, проведенные экспедицией П.Е. Сорокина, установили, что кирпичные конструкции фонтана находились на глубине 0,6-0,7 метров от поверхности земли. Хорошо сохранилась кирпичная кладка основания фонтана 1730-х годов, а также чугунный трубопровод, идущий через «Лакосту» в сторону Главной аллеи. С восточной стороны к фонтану подходит кирпичный сводчатый коллектор, через который вода попадала в нижнюю камеру фонтана — к колесу и механизмам. Элементов облицовки обнаружено не было.

Благодаря Расчистке консервации фонтанных конструкций, появилась и возможность музеефикации водомета, который стал своеобразной «капсулой времени», несущей нам «дыхание» XVIII века — Золотой эпохи Летнего сада.