Идея сооружения в Петербурге памятника Крылову зародилась в кругу его друзей, организовавших для этой цели всенародный сбор средств. В 1848 году Академия художеств провела конкурс на проект монумента. Лучший из представленных была работа П. К. Клодта.

Реалистические стремления скульптора наиболее ярко и последовательно проявились при работе над памятником И. А. Крылову. Его проекты и модели Клодт выполнял с 1848 по 1853 год, отливка в бронзе производилась скульпторам в «Литейном доме» Академии художеств. Открытие памятника состоялось 12 мая 1855 года.

Место для установки монумента было найдено не сразу. Предполагалось поставить его на площади перед зданием Публичной библиотеки, где Крылов работал с 1812 по 1842 год, или на набережной Невы около Университета. Оба предложения Николай I категорически отверг. Окончательный выбор места — в центре одного из главных боскетов Летнего сада — сделан был самим скульптором.

В центре лицевой грани пьедестала, над надписью «Крылову 1855», помещены атрибуты, характеризующие литературную деятельность поэта и драматурга; лира с лавровой ветвью, театральная маска и зеркало — эмблема мудрости и истины. В центре правой грани помещен овальный барельеф со сценой из басни «Фортуна и Нищий». Такой же овальный барельеф на левой стороне пьедестала изображает Демона, потчующего ухой соседа Фоку.

Надпись и медальоны обрамлены горельефами — сценами из наиболее популярных басен. Здесь можно увидеть Кукушку и Петуха, Лисицу, поднявшую мордочку к гроздьям винограда, Ворону, прислушивающуюся к льстивым словам Лисицы, Журавля, засунувшего голову в пасть Волку, Петуха, нашедшего жемчужное зерно, беззубую Белку, завистливого Вороненка, пытающегося унести Барана, Вола и кичливую Лягушку, Мышей, собравшихся на совет, Журавля — героя басни «Лягушки, просящие царя». На задней стороне пьедестала изображены Свинья, подрывающая корни могучего дуба, Мартышка, примеряющая очки, Орел, выслушивающий совет Крота, Змея, своим пением вспугнувшая птиц.

В общий рисунок искусно вплетены листва деревьев, ветви дуба, ели, ствол пальмы, побеги плюща, виноградные лозы, образующие красивый орнаментальный фон для басенных сцен. Оригинально решены многофигурные группы на угловых частях пьедестала. Сюжеты для них взяты из басен «Лев на ловле», «Квартет», «Лев и Барс», «Слон на воеводстве»; композиции дополнены изображениями Медведя, лакомящегося медом, и Орла, унесшего Ягненка.

Подборка фотографий из коллекции открыток «Памятник И.А. Крылову» К 200-летию со дня рождения И.А. Крылова. Фотограф В.В. Стрекалова (1969 год)