В одной из предыдущих публикаций мы обещали рассказать о Гроте, который находился в Летнем саду. Выполняем свои обещания.

Более сотни лет одним из главных украшений Летнего сада был Грот. Это романтическое и таинственное сооружение впервые появляется в садах Ренессанса. Европейские сады монархов и богатых вельмож украшаются ими. Где позволял рельеф местности, гроты устраивали в склонах холмов и террас. В XVII веке и начале XVIII грот был одним из самых популярных сооружений барочных садов (говоря современным языком – «крутая фишка»).

Естественно, Петр I не мог не украсить свой «Парадиз» таким сооружением. Поэтому, когда в 1713 году в Санкт-Петербург приезжает немецкий архитектор Андреас Шлютер, Пётр указывает ему создать проект Грота. В мае 1714 года среди работ на летний сезон упоминается Грот: «В огороде сделать грот с погребами и ватеркунштом, о чем препорцию взять у Боудиректора, о котором уже ему приказано». Боудиректор — это архитектор Андреас Шлютер, который и создает проект Грота. К сожалению, в июне 1714 года Шлютер умирает, и работы по созданию Грота перепоручают Георгу Маттарнови. Он начинает активно работать по постройке Грота, и уже 1715 году приказывают «отправить медников и паяльщиков для паяния свинцовых и медных труб в гроте». Это означало, что помещение Грота вчерне готово, и можно приступать к устройству фонтанов, запроектированных в Гроте. На известной гравюре Зубова, датируемой 1716 годом, показан только фундамент Грота. Работы продолжались, но с появлением в Санкт-Петербурге Жан-Батиста Леблона строительство Грота было заморожено, потому что Леблон имел своё видение на данный проект. Пока решались административные вопросы, строительство не велось. В 1719 году павильон был с наружи полностью готов, и можно было переходить к внутренней отделке. Но в ноябре 1719 года умирает Георг Маттарнови, и лишь в феврале 1720 года работы возобновятся под руководством Николо Микетти. Полностью отделочные работы будут закончены в 1724 году.

Правда, уже 1723 году Берхгольц писал: «Преимущественно хорош грот, изукрашенный весь большими натуральными редкими раковинами, кораллами и тому подобными вещами, которые все очень искусно подобраны и соединены одним французом. В этом гроте расставлены также разные прекрасные статуи, устроены многие маленькие водомёты и помещен орган, который приводится в действие водою и очень мило играет».

Грот украшал Летний сад до конца XVIII века. Его внешний вид можно увидеть на аксонометрическом плане Санкт-Петербурга, созданным под руководством Сент Илера в 1765-1773 годах. В конце XVIII века Грот, потеряв часть своих украшений, представлял собою живописные руины. Во времена правления Павла I было принято решение разобрать грот и на его месте построить танцевальный павильон. Но этого не случилось из-за короткого правления Павла. И только во времена Николая I вновь вернулись к перестройке Грота. И на его месте появляется Кофейный домик, но это уже совсем другая история.

Заходите на сайт Сады Русского Музея и одноименные группы в социальных сетях. В понедельник 8 июня как раз от Кофейного домика начнется онлайн экскурсия по Летнему саду.
Будьте здоровы и до встречи в садах.

#садырусскогомузея #михайловскийсад #летнийсад #русскиймузей #rusmuseum_gardens #igardens