Верхний Лебяжий мост – одна из немногих переправ, сохранившихся до нашего времени почти без изменения конструктивных и архитектурных форм. Мост составляет единый архитектурный ансамбль с Дворцовой набережной и оградой Летнего сада и является объектом исторического и культурного наследия федерального значения.

В петровские времена через Лебяжью канавку было переброшено четыре деревянных моста, и первым из них стал мост, построенный в 1711–1715 годах у истока канала. Это была деревянная переправа с подъемным разводным пролетом, сооруженная по проекту голландского мастера Германа ван Болеса.

В 1754 году мост перестроили в дереве. В 1767–1768 годах, в рамках строительства гранитных набережных Невы, в верховьях Лебяжьей канавки соорудили каменный однопролетный арочный мост, сохранившийся практически в неизменном виде до сегодняшнего времени. Единственное отличие: изначально на устоях моста были устоновлены газовые фонари. Предположительно к концу XIX века фонари были утрачены.

Проект переправы разработали архитектор И.Л. Росси и «квадраторного дела мастер» Т.И. Насонов. Мост назвали Лебяжьим (так же назывался в то время и Нижний Лебяжий мост).

В 1836–1846 годах переправу переименовали в Лебяжий Каменный — в отличие от остальных, деревянных, мостов через канал. Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий (или Верхне-Лебяжий и Нижне-Лебяжий) известны с 1849 года, они обозначают расположение мостов по течению Лебяжьей канавки.

В 1927–1928 годах по проекту инженера Л.А. Крушельницкого Верхний Лебяжий мост капитально отремонтировали без изменения конструкции и архитектурного облика.

#садырусскогомузея #летнийсад #мостыпетербурга #русскиймузей #rusmuseum_gardens #igardens

Рис. 1 Лебяжья канавка. Неизвестный художник. 1800-е гг. ВМП
Рис. 2 Лебяжий канал у Летнего сада и Царицына луга. Неизвестный художник. Акварель. 1820-е гг. ВМП